Диагностика как одна из форм повышения мотивации обучения и результативности образовательного процесса
На формирование
понимания изучаемого материала
1. Привести примеры или контрпримеры к понятию,
теореме, правилу.
2. Прокомментировать самостоятельное письменное выполнение какого-либо
задания.
3. Прочитать словами данную символическую информацию (рисунок,
чертеж, график, математическое выражение, формулу, схему).
4. Перекодировать известную словесную информацию (определение
понятия, теорему, правило) в виде схемы, рисунка, чертежа, графика,
символической записи, блок-схемы, диаграммы, таблицы, опорного
сигнала или конспекта, наглядного пособия, другой произвольной
иллюстрации.
5. Подвести данный объект под понятие или свойство в различных
формах их задания.
6. Вставить вместо выделенных в данной формулировке слов противоположные
по смыслу слова.
7. Установить соответствие между двумя системами объектов по изученной
теме.
8. Составить план доказательства теоремы.
9. Провести доказательство теоремы в новых условиях (чертеж, обозначения).
10. Описать основную идею (метод, прием) доказательства теоремы.
11. Выяснить характер связей в изученном материале: непосредственных
и опосредованных, причинно-следственных и генетических, пространственных
и временных, последовательных и параллельных, прямых и обратных.
12. Установить какие-либо связи нового с ранее изученным (сравнить,
обобщить, классифицировать, систематизировать их).
13. Перечислить теоремы, которые доказывались тем же методом (приемом).
14. Выбрать среди предложенных задач те, для решения которых можно
использовать данную теорему (правило).
15. Составить задачу на применение данной теоремы (правила, формулы).
16. Ответить на вопросы, отражающие причинно-следственные связи:
«Зачем ...», «Почему ...».
На развитие мышления
и речи
1. Сформулировать основные определения, свойства,
правила по данной теме (используя соответствующий прием).
2. Заполнить пропуски в данном предложении так, чтобы оно было
верным.
3. Записать данные определения (свойства, правила) символически,
прочитать запись.
4. Раскрыть приемы формулировки определения, свойства (теорем
разных видов), правила.
5. Сравнить между собой по содержанию, структуре и логическим
связям существенных признаков основные определения (свойства,
теоремы, правила) в данной теме.
6. Сформулировать прием классификации объектов.
7. Воспроизвести изученную (или построить) классификацию основных
понятий темы, изобразить ее схематически, установить отношения
между ними.
8. Исключить лишнее понятие (свойство) среди данных.
9. Дополнить данные понятия (свойства) недостающими.
10. Найти закономерность и продолжить ряд чисел (фигур, терминов,
формул, выражений, предложений и т.д.).
11. Найти, что объединяет между собой данные понятия (свойства,
формулы, чертежи, уравнения и т.п.) и сделать индуктивный вывод.
12. Назвать признак, по которому данные объекты разделены на группы.
13. Распределить данные объекты по группам на основании какого-либо
признака и дать название каждой группе.
14. Вывести следствия из данных определений, теорем, правил.
15. Сформулировать другое, равносильное определение данного понятия.
16. Назвать объект, про который можно сказать « ».
17. Определить, являются ли сформулированные в изучаемой теме
свойства необходимыми, достаточными, необходимыми и достаточными
признаками данных понятий.
18. Для данного свойства сформулировать обратное, противоположное,
противоположное обратному. Истинны ли полученные предложения?
19. В каждом из сформулированных предложений выделить его составные
части.
20. Указать (если существуют) понятия (свойства), аналогичные
(противоположные) данным.
21. Сформулировать какое-либо свойство, аналогичное (противоположное)
данному, для понятия другой темы (раздела, предмета), используя
соответствующий прием.
22. Воспроизвести изученное доказательство теоремы.
23. Сформулировать основную идею (метод, прием) доказательства
рассматриваемых свойств понятий.
24. Составить схему доказательства теоремы (формулы, правила).
25. Самостоятельно построить доказательство по данной (найденной)
схеме.
26. Найти ошибку в определении (формулировке или доказательстве
теоремы, формулы, решении, сравнении, аналогии и т.п.), указать
ее сущность и причину.
27. Составить классификацию основных типов задач в данной теме
(разделе).
28. Выявить структуру данной задачи, установить зависимость, непротиворечивость
условия, полноту (достаточность, недостаточность, избыточность)
данных задачи.
29. Перевести заданную ситуацию на язык математических отношений
и зависимостей или, наоборот, представить элементы задачи в новых
отношениях.
30. Проанализировать результат решения задачи с вариативным (неединственным)
ответом, с неоднозначной трактовкой терминов и т.п.
31. Дать рецензию на ответ или решение задачи товарища, ответить
на его вопросы, задать ему вопросы.
32. Выполнить обобщение материала темы с использованием: одномерной
классификации, двумерной классификации (таблицы), матрицы связей.
1, 2, 3,
4, 5, 6,
7, 8, 9,
10, 11, 12,
13, 14, 15,
16, 17, 18,
19
20, 21, 22,
23, 24, 25,
26, 27, 28,
29, 30, 31,
32, 33, 34,
35, 36, 37,
38, 39, 40