муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Судогодская средняя общеобразовательная школа №1

г. Судогда Владимирской области

Поиск по сайту:

Главная страница

 

Сведения об образовательной организации:

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

 

Информация для поступающих в образовательную организацию

Информация для родителей

Профориентация

Полезные ссылки

Новости

Обратная связь

 

ПРОЧЕЕ:

Муниципальная инновационная площадка

Электронные дневники и журналы

Итоговая аттестация

Советы психолога

Воспитательная работа

Всероссийская олимпиада

Педагогический опыт учителей

Научное общество "Бакалавры"

Противодействие коррупции

Фотогалерея

70 лет Великой Победе

Бессмертный Полк

ЕГЭ

2019

 

ОСНОВЫ

ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

 

Методическая служба

Защита прав субъектов персональных данных
(подробнее)

Видеоролики
"Повышение престижа профессии педагога"

(подробнее)

 

Опыт использования теории этногенеза при изучении проблемных вопросов на уроках истории и обществознания

условия возникновения педагогическая идея адресная направленность результативность
актуальность новизна технология приложения

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1, 2, 3

Примеры использования теории этногенеза при изучении истории США и России

Если проанализировать этническую историю США, то обнаружатся интересные особенности. В XVII веке североамериканский континент заселялся европейцами: голландцами, англичанами, французами, немцами. Все они были пассионариями, их аттрактивность преобладала над инстинктом самосохранения. В этом этническом котле они еще долго сохраняли свой язык, обычаи, культуру. Были города, где большинство жителей говорили по-немецки, по-французски. Война за независимость - свидетельство рождения нового этноса и начала фазы подъема, со свойственным этому периоду стремлением к экспансии территориальной и этнической. Это проявилось при освоении Среднего и Дальнего Запада. Результат - до прибытия европейцев в Северную Америку там проживало до 8 млн. индейцев. В настоящее время - около 1,5 млн. С начала ХХ века появляется желание влиять на соседей по континенту («дипломатия канонерок Т. Рузвельта»). После Первой мировой войны появляется интерес к делам Европы, а после Второй мировой - осознание собственной исключительности и стремление диктовать свою волю всем народам. Напрашивается аналогия с древними римлянами эпохи республики, монголами времен Чингисхана, наполеоновской Францией и т.д.

Но и в ХХ веке североамериканский этнос не мог стать монолитным. В 60-е страну потрясают межрасовые столкновения на юге. Государство пытается решить эту проблему пресловутой «политкорректностью».

Но возможно ли это без формирования хотя бы симбиоза «белых» и «цветных»? Есть доводы «за» и «против» того, что симбиоз формируется. За - наличие афроамериканцев в руководстве страны и армии, спорте, культуре и т.д. С другой стороны - наличие субкультур расовых и этнических, национальных кварталов в городах (к примеру, чайна тауны), аполитичность большинства рядовых американцев.

Разве может любовь к флагу и гимну, уверенность что Америка и американцы «самые-самые» заменить единство этнического самосознания?

Любой этнос что-то миру дал:

Французы - моду, идеи свободы, Дюма, Бальзака, Эйфелеву башню, Наполеона, шампанское, наконец.

Немцы - пунктуальность, автомобиль, Гете, Шиллера, сосиски с пивом.

Англичане - спорт, Диккенса, овсянку, футбол.

Русские - женские сапожки, пельмени, Толстого, Достоевского, водку.

Что дала миру Америка? Чипсы, попсу, напалм и ракетно-бомбовые удары направо и налево, показной оптимизм и фальшивые улыбки, двойную мораль.

Постоянный приток иммигрантов имеет двоякие последствия. С одной стороны в Америку едут готовые специалисты с высоким уровнем квалификации.

На первый взгляд сплошная экономия: Европа, Россия, Япония, Индия несут расходы, а США получают готового специалиста.

Но платить все равно приходится - вслед за специалистами в страну хлынули авантюристы, преступники и шарлатаны. Взять хотя бы «Общество сознания Кришны». Основатель общества приехал из Индии нищим, там таких как он полно. В Америке он очень быстро разбогател. Трудно представить американский аэропорт или вокзал, где не попрошайничали бы здоровые, на вид, парни и девушки, которые не хотят работать: им некогда, они Кришну славят. А Сунн Мьюн Мун - сотни тысяч одураченных людей работают, оставляя себе минимум, остальное отдают «Движению Единения». Это признаки формирования антисистемы.

Хочется привести фразу Л.Н. Гумилева: «Идеологическое воздействие иного этноса на неподготовленных неофитов действует подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, не подготовленные к сопротивлению чужим завлекательным опьяняющим идеям». Из-за отсутствия собственных духовных ценностей американцы с радостью хватаются за чужие, не подозревая, что воспринимают антиценности.

И не просто воспринимают, а пытаются навязать их всем остальным народам.

Каков главный критерий в определении ценностей и антиценностей?

Ценности носят жизнеутверждающий характер. Антиценности - жизнеотрицающий. Попробуем сравнить два подхода к одному явлению.

С сотворения мира стократы
Умирая, менялся прах:
Этот камень рычал когда-то,
Этот плющ парил в облаках.

Убивая и воскрешая,
Набухать вселенской душой
В этом воля земли святая,
Непонятная ей самой.

Н. Гумилев.
«Поэма начала».

Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.

Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы.

Так вот она - гармония природы:
Так вот они - ночные голоса?
На безднах мук сияют наши воды,
На безднах горя высятся леса.

Природы вековечная давильня
Объединила смерть и бытиё
В один клубок, но мысль была бессильна
Соединить два таинства её.

Н.Заболоцкий.
Избранное. М., 1960.

Мы видим, что пессимистическое отношение к миру является признаком антисистемы.

Носителями жизнеотрицающих систем были гностики, манихеи, альбигойцы, карматы, махаянисты, в России таковыми были скопцы, изуверы, некоторые течения в старообрядчестве, хлысты, сатанисты.

Эти учения, появившиеся в разное время в разных частях света объединены общим взглядом на мир. Мир - это зло, физическое тело - зло, душа томится в нем, как в клетке, если мир будет уничтожен - душа освободится навсегда.

Страшно представить, что эти идеи могут овладеть умами большинства людей. А опасность такая была во Франции, в провинции Лангедок, когда идеи альбигойцев могли распространиться на всю страну.

Несколько по-иному выглядит жесткая политика Петра I по отношению к сектам. Император чувствовал опасность антисистем.

Или современный сатанизм. Он не вчера появился. Ему 2000 лет. Когда греки прочитали Библию, а именно историю изгнания Адама и Евы из рая, они поняли её по-своему. Познание для греков было смыслом существования. А за что Бог изгнал первых людей? За то, что вкусили от дерева познания. А на это их подбил Сатана. С точки зрения греков именно Сатана делал добро, а Бог, которому они дали имя Ялдаваоф, ограничивал людей в познании, а значит творил зло.

По-гречески «Офис» означает «змей».Так появились первые сатанисты-офиты.

Когда идеи манихейства проникли в Эфиопию, по стране бродили шайки неофитов, подходили к путникам и просили их убить (самоубийство не давало освобождения души) , чтобы спасти собственную жизнь.

А взять Распутина. Откуда у него было такое презрение к людям? В молодости он был конокрадом и хлыстом. И к чему он привел Россию, пользуясь неограниченным влиянием на царскую семью? Мы все об этом знаем.

Многие считают, что процесс энтропии является всемирным и необратимым, следовательно прогноз Герберта Уэллса («Машина времени») вполне реален и будущее Земли - это сначала людоеды-мерлоки, а потом гигантские хищные крабы и вырождение человечества.

Но Л.Н. Гумилев доказывает, что исчезают только этносы, зараженные вирусом антисистемы, а «энергия живого вещества направлена в сторону, обратную энтропии. Земля получает энергии больше, чем необходимо». Доказательством служит поведение некоторых видов животных в случае чрезмерного роста популяции, к примеру леммингов. У людей переизбыток полученной энергии приводит к пассионарным толчкам и началу новых этногенезов.

«Пассионарность - способность к целенаправленным сверхусилиям. Пассионарность имеет энергетическую природу, а психика особи лишь трансформирует на своем уровне импульсы - либо создает, либо разрушает ландшафты, народы или культуры». Эта фраза создателя теории этногенеза опровергает точку зрения тех, кто считает, что человек не отвечает за свои импульсы.

1, 2, 3

© 2007-2019 МБОУ "Судогодская средняя общеобразовательная школа №1".

Наш адрес: 601352, Владимирская обл., г. Судогда, ул. Ленина, 75. Тел./факс: (49235) 2-12-35

Для корректного отображения сайта рекомендуем использовать последние версии интернет-браузеров