Опыт использования теории этногенеза
при изучении проблемных вопросов на уроках истории и обществознания
АКТУАЛЬНОСТЬ
Долгое время считалось, что в России философов
не было. Были они в Китае, Европе (в основном в Германии), где
угодно, только не у нас! А Чаадаев, Толстой, Достоевский - разве
они не философы? А имяславцы, софиологи, евразийцы? Актуальность
использования данного опыта в первую очередь заключается в опоре
на российских философов: ведь и формационный и цивилизационный
подходы родились на Западе и предназначены для осмысления западной
истории.
Теория этногенеза не отказывается учитывать
экономические, политические и духовные факторы, просто предлагает
наряду с ними предлагает учитывать закономерности развития этнической
истории.
Во-вторых, актуальность данного опыта заключается
в том, что позволяет создать условия для формирования экологического
самосознания личности ребенка. « История учит тому, что ничему
не учит». Человечество повторяет собственные ошибки с непонятным
упорством, а почему? Все просто: человек возомнил себя высшим
существом, которому позволено все. Можно реки вспять повернуть,
моря создавать рукотворные, истреблять «вредных» животных и увеличивать
популяцию «полезных».
В-третьих, использование данного подхода позволяет
дать ответы на конкретные вопросы, на которые традиционная наука
просто не может ответить:
Почему Александр Невский вместо того, чтобы
объединиться с христианским Западом против монголо - татар, громит
шведов и немецких рыцарей на Неве и Чудском озере?
Куда исчезли некогда великие египтяне, ассирийцы,
финикийцы?
Как горстке конкистадоров удалось завоевать
империю ацтеков?
Без использования концепций этнической истории
решить подобные проблемы не представляется возможным.